Интервью со спортивным фотографом Марией Плотниковой

В гостях у SportFotograf.ru спортивный фотограф Мария Плотникова - известная спортивная фотожурналистка.

Владимир ВяткинМастер-класс одного из ведущих российских фотографов Владимира Вяткина в МГУ. 2006г. Фото предоставил этот фотограф

SF: И сразу, глядя на Вашу изящную фигуру, вопрос: почему Вы решили заняться профессиональной спортивной фотосъемкой, а не модной сегодня fashion, например?

– Вообще, мысль о том, чтобы профессионально снимать спорт, пришла ко мне не сразу. Сначала я поняла, что хочу быть фотографом, но с направлением еще не определилась (моей первой работой была фотосъемка интерьеров). Но стоило мне сходить ради интереса поснимать соревнования, тем более это была любимая легкая атлетика, как все встало на свои места.
Теперь я не могу представить себя на другом поприще. Еще мне очень интересно снимать репортаж, жанр, а вот студия, fashion и т.п. совершенно не мое. Возможно, когда-нибудь это изменится (например, когда надоест таскать тяжелую аппаратуру), но я в этом глубоко сомневаюсь.

SF: Как сегодня живется женщине-фотографу в мире спортивной фотографии?

– Живется хорошо, не жалуюсь. Пока еще женщин в роли спортивных фотографов можно встретить нечасто, так что женский взгляд на спорт совсем не исчерпан (а он, как ни крути, отличается от мужского).

SF: Где учат на спортивного фотографа?

– Сейчас я учусь на отделении фотожурналистики на журфаке МГУ. У нас преподают замечательные фотографы, мастера и в спортивной фотосъемке – Владимир Вяткин, Дмитрий Донской. У них и учусь уму-разуму, спасибо им за это большое. Но, конечно, без «трибунной» практики на первых парах ничего бы у меня не получилось.

Дмитрий Донской Фото: Мастер-класс одного из ведущих российских фотографов Дмитрия Донского в МГУ. 2006г.

SF: Кто из мастеров старой советской или российской школы спортивной фотографии Вам ближе всего?

– Мне очень нравится, как снимает спорт Вяткин. В его фотографиях всегда есть конфликт, история, рассказ, а не просто фиксация интересного момента. Хочется смотреть на них подолгу и возвращаться к ним. Одна из любимых его фотографий – «Тренер и его команда», фотоочерк «Удаление на последней минуте». Нравится, что Донской никогда не выбирает простых и всем известных путей, а ищет нестандартные моменты, точки съемки, «бежит от толпы» коллег, как он сам говорит. Самые любимые его фотографии – «Проиграла» и «Бурный старт». Врезались в память ритмичные фотографии Александра Абазы «Первое мая», «Олимпиада – 80», которые так фактурно отражают советскую эпоху. Глядя на эти фотогафии, я вспоминаю работы Родченко, снятые им во время спартакиад. А любимая спротивная фотография Родченко – «Прыжок в воду», снятая в 1934. Диву даешься, как с ручной фокусировкой и непонятно какой техникой можно было вытворять такое. Очень нравятся работы Льва Бородулина «Лидер оторвался» и «Массовое гимнастическое выступление», которые уже и фотографиями сложно назвать – больше они похожи на картины.

SF: Однажды в интервью Вы обмолвились, что любите снимать тренировки спортсменов не меньше, чем самые важные соревнования. Почему? Такие фотографии не приносят ни славы, ни денег.

– Тренировки снимать безумно интересно. Спортсмен здесь предстает в другом облике. Это не человек с железной волей, а ученик, на которого может наорать тренер, который может обидеться или наоборот рассмеяться, который может капризничать, спорить, ругаться. Конечно, накал страстей здесь не так велик, как в самих соревнованиях, но эти эмоции для меня не менее интересны. Вообще, в спорте для меня главное – именно эмоции.

SF: Многие знают Вас как многогранного фотографа. А если не спорт, что еще Вы любите фотографировать?

– Как я уже говорила, мне очень нравится снимать репортаж. Я люблю ходить по Москве и снимать людей. Бывает очень сложно заставить себя вытащить фотоаппарат и щелкнуть приглянувшегося человека. Если он смотрит прямо в объктив, приходится спрашивать разрешение (а то ведь можно и схлопотать). Бывает, что и сфотографировать жуть как хочется, и человек не видит, а все равно пропускаешь кадр. Потому что я сразу влезаю в шкуру моего объекта и начинаю оценивать, и никак не могу достать этот проклятый фотоаппарат. А человек уходит. Но я стремлюсь перебороть в себе это.

SF: Соревнования, командировки, сборы, тренировки, фотосъемка. На личную жизнь время остается? Вы замужем?

– Пока не замужем, но в личной жизни все хорошо. И к фотографии пристрастил меня мой молодой человек. Лет пять назад он дал мне в поездку пленочную зеркалку Пентакс, с этого все и началось. Фотоаппарат я у него в конце концов отобрала. А до Пентакса у меня были только мыльницы с ручной перемоткой. Каждое лето мы вместе ездим отдыхать, в основном на север. Этим летом съездили в велопоход на Кольский полуостров, привезли чемодан (или велорюкзак) впечатлений. Когда все надоест, уедем жить в какую-нибудь алтайскую деревушку. Я буду учителкой (мое первое образование – учитель русского языка и литератуты), а он – трактористом. :)))

Хорек фото Хорек. Фото Марии Плотниковой

SF: А спортом продолжаете заниматься?

– Когда есть время, бегаю в лесу кроссы. Да и велопоходы наши требуют выносливости, все-таки на севере асфальтированный дорог с гулькин нос. Каждый год с нетерпением жду зимы и снега, т.к. очень люблю бегать на лыжах и кататься на сноуборде. Скучаю по секции легкой атлетики, на которую ходила все пять лет обучения в институте.

SF: Говорят, что именно Ваша работа стала причиной несколько необычного выбора домашнего животного?

– У нас дома живет хорек. Это был выбор моей сестры (мы с сестрой двойняшки), она и взяла на себя все заботы о его воспитании. А я вот только играю с этой сосиской и балую его. Ест он, кстати, все, что дают. Очень любит сладкое, перепелиные яйца и вообще пожрать. А если в него еда уже не лезет, он делает заначки. Один раз спрятал холодную манную кашу под ковер.

SF: От имени всех любителей спорта желаем удачи этой талантливой спортивной фотожурналистке на ее пути к Олимпу спортивной фотографии. 2006 год.